Женщины Шекспира
О женских образах в творчестве Шекспира написано немало. Но мы поговорим о женщинах, окружавших великого драматурга в реальной жизни.
Что мы знаем о Шекспире
Жизнь Шекспира полна загадок, слишком скудны факты, которыми мы располагаем. Он родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском городке Стратфорде-на-Эвоне, был третьим ребенком в семье, семи лет его отправили в местную Грамматическую школу, где учили чтению, письму и начаткам древних языков. Но отец вскоре забрал сына из этой школы, нуждаясь в его помощи. На этом, по существу, образование Шекспира закончилась. Его отцу, Джону Шекспиру, удалось вырасти до типичного провинциального горожанина, зарабатывавшего торговлей. Он сумел даже дослужиться до должности бургомистра, хотя позже попал в весьма стесненные обстоятельства и практически разорился. Известно, что в восемнадцатилетнем возрасте Вильям Шекспир женится на Энн Хетуэй из соседней деревни. Невеста была старше его на восемь лет, а их первый ребенок родился через шесть месяцев после свадьбы — факт, который свидетельствует о вынужденном характере брака. Вскоре в семье рождаются еще и близнецы. В 1585 году Шекспир покидает Стратфорд-на-Эвоне и вплоть до 1612 года бывает в нем лишь краткими наездами. Предполагается, что в лондонский театр Шекспира завлек его земляк Ричард Бербедж, великий трагический актер. О первых годах Шекспира в Лондоне (1585—1592) мы почти ничего не знаем, да и вообще о двадцати годах его лондонской творческой жизни мы знаем поразительно мало. Известно, что у него были высокопоставленные друзья и покровители — лорд Саутгэмптон, лорд Эссекс, общение с которыми должно было оказаться для него благотворным. Странным представляется то, что драматург покинул в 1616 году свой любимый театр и отправился в родной Стратфорд доживать век в довольстве разбогатевшего мещанина, где и умер в день своего рождения — 23 апреля 1616 года. До наших дней сохранились дом, в котором родился Шекспир, церковь Св.Троицы, где он крестился и где покоится его прах.
Gloriana
Шекспир жил во времена блестящего правления Елизаветы 1, получившей прозвание Gloriana, что значит «достославная». Она умела смеяться, любила театр и покровительствовала актерам. Шекспир был ведущим членом ее любимой труппы, и его пьесы не раз показывали при дворе. Несомненно, королева удостаивала Шекспира беседой.
Англия, незадолго до этого пережившая столетие кровавой феодальной смуты, нуждалась в сильной власти и стабильности. Елизавета I подавляла феодальную оппозицию, отправив на эшафот свою соперницу, шотландскую королеву Марию Стюарт, а впоследствии своего любимца лорда Эссекса, уличенного в заговоре. Англия завоевывала мир, победно прокладывала новые морские пути и приобретала новые колонии.
Отец Елизаветы I, Генрих VII, за короткое время сменил шесть жен, две из которых были казнены по его приказанию. Детство Елизаветы было наполнено кошмаром – ей приходилось дрожать от холода, она не раз спасалась бегством, беспомощная девочка, находящаяся во власти страшных взрослых интриганов. Удивительно, как она не превратилась в неуправляемую нарушительницу всех правил! Нервное и физическое напряжение этого периода жизни отразилось на ее здоровье. Ее настроение отличалось непостоянством всю жизнь. Зато страной она правила весьма успешно.
Несмотря на ужасные условия, в которых она росла, королева приобрела обширные знания. Ее воспитателями были выдающиеся люди своего времени и некоторые ее несчастные мачехи, жены Генриха VII. Она знала латинский и греческий языки, историю, географию и математику, овладела четырьмя современными языками – французским, итальянским, испанским и фламандским. Знала она и доктрины реформатской церкви, что было важно с политической точки зрения. У нее была фотографическая память. Ей предстояло стать первой дамой в стране и установить культурный стандарт, на который должны были ровняться другие представительницы женского пола.
Мать
Мэри Арден, мать Шекспира, была хорошо воспитанная дама безупречного поведения, принадлежавшая к дворянам-фермерам. Она происходила из состоятельной семьи, но ей пришлось прокладывать себе путь к известности в своем городке Стратфорде. Она вышла замуж за человека, который долгое время пользовался доверием и уважением жителей города, Джона Шекспира, производила на свет потомство в течение 22 лет, но большинство ее отпрысков умерли еще детьми. Болезни и эпидемии тогда то и дело косили людей. Как и подобает женщине этого века, она не жаждала ни прав, ни власти помимо той, что имела в своем доме. Мы не знаем, как выглядела Мэри, но в пьесе Шекспира «Зимняя сказка» есть воспоминания пастуха о веселом, суматошном празднике, который обычно устраивала его жена – прекрасная хозяйка, умевшая при этом и веселиться. Возможно, такой и была мать самого драматурга. По сохранившимся о ней сведениям можно предположить, что она обладала тактом и здравым смыслом.
Жена
Неизвестно доподлинно, в какой церкви и когда произошло бракосочетание восемнадцатилетнего Вильяма Шекспира и двадцатишестилетней Энн Хэтауэй, в церковной книге есть только дата помолвки. Почему Энн не вышла замуж раньше? В то время принято было женить даже четырнадцатилетних. Ее семья была очень большой, шумной, вечно ссорящейся, девушке приходилось делать домашнюю работу с утра до вечера. Энн мечтала сбежать куда угодно, но ей приходилось заботиться о семье. Семья не отличалась достатком, девушка не могла появляться нарядно одетой в стратфордских компаниях, домашние дела не позволяли ей принимать участия в загородных прогулках молодежи, так что с поиском жениха у нее были большие проблемы. Вильям Шекспир, не смотря на молодость, был для нее выгодной партией. Некоторые полагают, что он слыл шалуном и праздным охотником на оленей, на самом деле он работал учителем в деревенской школе или в конторе адвоката – в общем, занимался чем-то общественно полезным, за что платят деньги. В один из августовских вечеров Вильям забрел на ферму к Энн, она потащила его гулять в поле… Что было дальше, мы знаем из церковных книг. Энн получила небольшое приданое. Но супруги поначалу жили с родителями Шекспира. Поэтому молодые не вкусили на первых порах прелести уединения. Зато это было все-таки лучше, чем жизнь в родном доме Энн. Невестка и свекровь нашли общий язык. Энн родила дочь Сьюзен и близнецов – мальчика Гамнета и девочку Джудит. Мальчик умер, когда ему было 11 лет.
Исследователи жизни Шекспира, не располагая достоверными фактами о характере супруги великого драматурга, домысливают его по своему усмотрению: одни считают ее сварливой и несносной, ведь Шекспир сбежал от нее в Лондон, — другие приписывают ей множество добродетелей и смирение. О браке Вильяма и Энн говорят тоже прямо противоположные вещи – согласно одним исследователям, это был ад, по крайней мере, для мужа, а если верить другим – долгая райская жизнь двух голубков. И те, и другие исследователи добывали сведения только из текстов произведений Шекспира, так что все эти домыслы сомнительны. Но если Шекспиру было так плохо с Энн, зачем он постоянно возвращался в Стратфорд? Он никогда не считал себя лондонцем, хотя жил и работал там. Когда драматургия начала приносить ему хороший доход, он купил своей семье дом в Стратфорде, названный «Новое место», чтобы его дети и жена заняли достойное положение в городе. О таком доме можно было только мечтать. Но что за старинный английский дом без привидений! Как утверждают, Шекспир получил такого «квартиранта», купив дом, в котором когда-то жил человек, повешенный за злостное убийство. Энн прожила в этом доме 23 года. Многие шекспироведы видят насмешку в строках завещания Шекспира, где он отписывает жене «вторую по качеству кровать ». Но Шекспир, известный как благородный человек, не склонен был к таким шуткам. Просто в те времена в Англии самая лучшая кровать в доме обычно оставлялась для гостей. Драматург оставался верен своей труппе актеров, тогда как другие сочинители пьес переходили из театра в театр, значит, в его характере было постоянство. Он не слыл дуэлянтом, был миролюбив, приветлив и общителен, его глубоко задевало предательство, он не бросал денег на ветер, наоборот, проявлял деловую хватку. Чтобы постоянно ссориться с таким человеком, Энн пришлось бы быть истинной стервой, но, судя по всему, она ею не была. Энн приветствовала желание Вильяма присоединиться к труппе, которой покровительствовал знатный вельможа. Стыдиться этого в окружавшем ее обществе причин не было. Уезжая, Вильям не оставил ее без средств к существованию. Но брать с собой семью он не собирался, очевидно, не желая, чтобы семейные проблемы мешали его очень напряженной театральной работе в Лондоне.
Шекспир незадолго до смерти сочинил для своей гробницы странные стихи, которые предостерегают от того, чтобы кто-либо трогал его могилу, иначе будет проклят. В этом еще одна загадка Шекспира. Как бы то ни было, именно по этой причине его жену захоронили в алтаре церкви, рядом с могилой мужа, но не в его гробнице. На медной табличке надпись, которая говорит, что она умерла 6 августа 1623 года в возрасте 67 лет.
Дочери
Старшая, Сьюзен, была добропорядочной жительницей своего городка, в котором занимала важное положение как дочь Шекспира, предполагаемая наследница прекрасного дома. В возрасте 24 лет она сочеталась браком с доктором Джоном Холлом, которому было 32 года. Он не имел медицинского образования, хоть и закончил Королевский колледж Кембрижда. Но в те времена это было не препятствием для занятий медициной. Среди его излюбленных снадобий, которыми он лечил все болезни, были рвотная настойка и слабительное. Он держал в доме аптеку, в которой смешивал микстуры с отвратительными ингредиентами, вроде червей, глаз крабов, экскрементов собак и кошек, запахи которых раздражали Сьюзен. Доктор постоянно возносил хвалы Господу, как мощному источнику его успехов на медицинском поприще. Но зато цингу, особо распространенную тогда в Англии, он лечил действительно правильно – витаминными отварами. Не смотря на сомнительную, на взгляд современного человека, методику лечения, доктор пользовался авторитетом, его часто вызывали к больным по всей округе, а Сьюзен оставалась одна с дочерью Элизабет. В преклонном возрасте доктор сам серьезно заболел, выздоровел, но здоровье его не восстановилось, у него появились приступы необоснованного и неуправляемого раздражения. Сьюзен относилась к этому со смирением. Когда внучка Шекспира вышла замуж, у нее не было детей, и с ее смертью прекратилась ветвь прямых наследников Шекспира.
Младшая дочь Шекспира, Джудит, была белой вороной в семье, прожила до 77 лет, но была неудачницей – ее брак был несчастливым, дети ее умерли. Может быть, она была робкой и медлительной, находясь в тени старшей сестры. Замуж она вышла только в 31 год, муж, Томас Куини, был на четыре года моложе. Выбор ее оказался неудачным. Ее муж был замешан в нехорошей истории, в результате которой умерла женщина и ее ребенок от Томаса. Вильям Шекспир не испытывал доверия к этому зятю и обделил его наследством. У Джудит никогда не было прочного положения в обществе, и даже местонахождение ее могилы неизвестно.
«Смуглая дама»
В том, что она существовала в жизни Шекспира, нет сомнений. Невозможно рассматривать страстные строки поэта как простые формальные упражнения в стихотворчестве. Есть предположения, что они обращены к Мэри, или Молл, Фиттон, фрейлине королевы, о которой говорил весь Лондон:
Ко двору Молл попала в 17 лет. Она гордилась своим знатным происхождением.
Придворная жизнь была веселой – дворцовый церемониал, театр масок, рискованные проделки, любовные приключения… Юные фрейлины визжали и резвились по ночам. Королева была в курсе жизни ее придворных и чинила провинившимся строгую расправу. Молл была легкомысленна и бесстыдна. Она дерзнула даже королеву на представлении масок пригласить на танец. Но королева благоволила ей. Молл была черноволосой и смуглокожей красавицей. Ей не давал покоя женатый пожилой придворный эконом, к которому подходит эпитет Шекспира «отвратительная щука» — он докладывал в письмах ее старшей сестре о том, как идет жизнь Молл, ничуть не скрывая своей грязной страсти к юной особе. Но у него не было ни малейшего шанса, при дворе появлялся поэт Шекспир, обласканный королевой, который для Молл был гораздо привлекательней. Поэта очаровали ее неотразимые черные глаза:
Люблю твои глаза. Они меня
Забытого, жалеют непритворно.
Отвергнутого друга хороня,
Они, как траур, носят цвет свой черный.
Ее черты для Шекспира были «губительны, как чума».
Но вскоре Молл с позором удалили от двора. Она оставила Шекспира ради Вильяма Герберта, который не проявил чести по отношении к Молл, бросив ее беременной. Ребенок вскоре умер. Строки сонетов свидетельствуют об отчаянии Шекспира:
Любовь-недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой…
И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, а светом – тьма!
Всегда сдержанный и благородный, он не упустил случая, чтобы отпустить о ней колкую реплику в пьесе «Двенадцатая ночь». Впрочем, возможно, это не слова драматурга, а актерская «отсебятина», попавшая затем в текст пьесы случайно. После некрасивого случая известная в Лондоне Молл стала героиней насмешливых песенок простолюдинов. Молл вернулась на родину в Чешир, два раза выходила замуж, прожив до 69 лет. У нее было много внуков, которым она оставила солидное наследство и много воспоминаний.
Есть и другие кандидатки на роль «Смуглой дамы» — например, Люси Морган по прозвищу Люси Негритянка, очевидно, тоже смуглая женщина, которая проделала путь от придворной дамы до проститутки и содержательницы публичного дома.
Кем бы она ни была, Смуглая дама нанесла Шекспиру неизлечимую рану. Их отношения были разрушительными. Мысль о женской порочности и предательстве с удивительной нетерпимостью не раз возникает в речах героев поздних пьес драматурга. Создается впечатление, что в них бушует личный гнев. Особо выразительно у драматурга описание страсти и ревности. Наблюдается тяжелое отвращение к сексу, которое проходит через все поздние произведения Шекспира. Его не оставляет мысль о сокрушительной силе вожделения, а герои обрушивают свою ярость не на конкретных женщин, а на весь женский пол.
Женщины в зрительном зале
Лондон к моменту появления в нем Шекспира представлял собой
город с населением 300 тысяч, по тем временам огромный. Это был ренессансный город, где обожали зрелища, праздники, пышные церемонии, все, что сулило утеху взору и слуху, и особенно — театр. Театр оказался тем искусством, к которому особенно тянулась душа англичанина эпохи Возрождения, жаждущего зрелищности, динамизма, праздничности и накала страстей. Городские театры отличались свободой нравов – партер отводился самой бедной и грубой части публики, которая смотрела представление стоя, вела себя весьма вольно, реагировала непосредственно и бурно, бросая при случае в актеров остатки еды и даже камни в знак недовольства. Здесь же ели, пили пиво, курили, перебранивались, а порой и вступали в потасовки. Частные театры выглядели более прилично. В целом все же театральная публика была разношерстной, но скорее буржуазной, чем вульгарной. Такая публика была в основном грамотной. В те времена неплохое женское образование не было редкостью. Театральный реквизит был очень примитивным. Декорации практически отсутствовали. Когда играли комедию, потолок сцены затягивали голубой тканью, при исполнении трагедии — черной.
Женские роли исполнялись в ту пору только мужчинами, в них выступали
юные актеры. При этом на актерские костюмы денег не жалели. Щеголи и дамы обычно дарили свою одежду слугам, а те продавали ее в театры. Мальчик, игравший Клеопатру, падал в обморок, когда слышал, что Антоний уезжает на войну, и со сцены кричал: «Ослабь шнуровку, душно!», а кто-нибудь из сидящих в зале дам узнавал при этом свой прошлогодний наряд на античной героине.
Театры посещали респектабельные дамы, с удовольствием выставлявшие напоказ свои платья и украшения. В театр было принято хорошо одеваться. Публика была настроена празднично и доброжелательно. Иностранцев, приезжавших в Лондон, удивляла активность женщин в отдыхе и развлечениях.
Шекспир был женщиной и курил марихуану?
Существует немало гипотез, вовсе отрицающих какое-либо отношение Шекспира к приписываемым ему произведениям. Кое-кому хочется думать, что авторами знаменитых пьес были более образованные и интеллектуальные люди, чем недоучившийся деревенский парень Вильям Шекспир. Одна из этих версий, принадлежащих Валентине Новомировой, гласит, что авторами, писавшими под псевдонимом «Вильям Шекспир», являлись Мэри Сидни Герберт, графиня Пембрук, ее сыновья — Вильям Герберт, граф Пембрук, и Филип Герберт, граф Монтгомери, что к шекспировскому творчеству имеют прямое и непосредственное отношение поэты Сэмюэл Дэниел и Бен Джонсон. Свои выводы о подлинном авторстве шекспировских произведений В. Новомирова сделала на основании так называемого Первого фолио Вильяма Шекспира — полного собрания драматических произведений Вильяма Шекспира, изданного в Лондоне в 1623 году. В ее исследовании очень интересно сопоставляются портреты Вильяма Шекспира и графини Пембрук в этом издании, из чего делается вывод, что портрет Шекспира – видоизмененное лицо графини.
Литературовед Альфред Барков, исследуя структуру «Гамлета», предположил, что в тексте этого произведения дан ответ на вопрос, кто скрывался под псевдонимом «Шекспир»: «таннером, не лежащим в своей могиле», был сын королевы Елизаветы, гениальный поэт и драматург по прозвищу «таннер» Кристофер Марло, смерть которого инсценировали. Тайна авторства, как он утверждает, оказалась тесно связанной с политической ситуацией и безопасностью страны. Есть также предположения, что произведения принадлежат самой королеве.
Некоторые ученые нашли прямые указания на то, что источником вдохновения Шекспиру служила не только неизвестная дама, вошедшая в историю как «смуглая леди сонетов». Было обнаружено, что по пьесам Шекспира щедро разбросаны необычные метафоры и описания природных катаклизмов, вполне характерные для галлюцигенных видений. Строчки: “Почему я пишу всегда одинаково и держусь за выдумку в известной траве?” — относили обычно на счет общего вычурного стиля сонетов и понимали в переносном смысле. Но исследователи предлагают понимать эти строчки совершенно недвусмысленно: «трава» — это широко распространенная в Англии того времени конопля (из нее плели корабельные канаты), а «выдумка» — это сами стихи, написанные под ее воздействием. Произведя химический анализ содержимого откопанных в саду домика Шекспира в Стратфорде глиняных курительных трубок, ученые обнаружили в них остатки марихуаны. Они, конечно, не утверждают, что это трубки Шекспира, но трубки относятся к периоду его жизни. Марихуану курили раньше и теперь курят многие, но никто из них не создал что-то подобное творениям Шекспира. Значит, дело не в траве…
Оставить отзыв