В жизни женщины наступает момент, когда дети становятся самостоятельными, каждодневных бытовых хлопот и забот уже намного меньше, в работе достигнут стабильный успех. Женщина вдруг остается один на один со своим прошлым и мыслями о будущем. Она может растеряться от обретенной свободы, ведь ей теперь придется дать определение новой сути своей жизни, она вновь, как в молодости, оказывается в состоянии выбора…
Ангел жизни и смерти
Оказываясь в мрачном стерильном помещении, мы говорим: «как в операционной». По-настоящему зловещий смысл этого выражения я почувствовала в небольшой комнате рядом с кабинетом лаборанта по пересадке тканей Ольги Голлер в больнице Тель-а-Шомер. Неправдоподобная чистота и функциональность. Равновесие жизни и смерти. Ольга 17 лет выполняет должность лаборанта единственного в Израиле банка пересадки тканей.
Ольга родилась и выросла в Москве, думала стать врачом, но подвел «пятый пункт». Поэтому она поступила на вечерний биологический факультет по специальности зоология и устроилась на работу в Онкологический Научный Центр («на Каширку», как тогда говорили) в лабораторию вирусологии. Ее не привлекала беззаботная студенческая жизнь, хотелось настоящего дела. Девушке повезло, она оказалась в творческом коллективе под руководством большого ученого Георгия Яковлевича Свет-Малдавского. Руководитель и сотрудники чувствовали себя одной семьей, в этом были свои плюсы и минусы. Когда Ольга переходила на более перспективную должность в области электронной микроскопии, руководитель устроил ей настоящую «сцену ревности». Но Ольга уже тяготилась этой зависимостью. Однако, именно этот человек научил её думать нестандартно и заглядывать в суть вещей.
Казалось бы, у Ольги было все: хорошая работа, муж – талантливый композитор, двое прелестных детей. В семье родителей Ольги читали запрещенную литературу, велись «антисоветские» разговоры с гостями, слушали зарубежные «радиоголоса», то есть к советской власти всегда относились скептически. В 1990-м году безответственный персонал роддома чуть не загубил ее крошечную дочку, это стало последней каплей, Ольга с мужем решили: надо ехать!
Через полгода жизни в Израиле Ольга получила должность лаборанта отделении офтальмологии в больнице Тель-а Шомер в Тель-Авиве в новом проекте – создание банка по трансплантации роговицы глаза. Сначала на полставки. На стажировку приходилось ездить в Институт судебной медицины (Абу-Кабир) – место далеко не симпатичное. Если было необходимо, Ольга приходила по ночам в больницу, она же обращалась к семье умершего с просьбой пожертвовать его ткани для пересадки, оперировала, заказывала оборудование, занималась бухгалтерией, писала отчеты… Проект разрастался, с годами к нему присоединились ещё банк по пересадки сердечных клапанов и костных трансплантатов. Для Израиля это было совершенно новое направление, ее перевели на полную ставку. И Ольга начала учиться: Голландия, Австрия, Америка, Прага… К тому времени она рассталась с мужем, две любимые тёти – папины сёстры, присматривали за детьми.
Как-то Ольга попала к известной гадалке, и та спросила: «А почему твои больные все лежат и не встают? Они, что, у тебя не живые?!» … Работа Ольги физически нелегкая, но самая тяжелая нагрузка – моральная. Необходимо обратиться к семье только что скончавшегося человека с просьбой пожертвовать его ткани, убедить, как это важно – ведь какой-то другой человек многие месяцы живет в ожидании пересадки — это невозможно делать бесстрастно. Ты появляешься, словно ангел – жизни и смерти одновременно — так говорили про неё медсёстры. Это сложная миссия, она требует авторитетности, твердости, такта и даже навыков актерского мастерства. В работе с человеческими тканями необходимо также соблюдать законы Галахи.
Сначала Ольга часто срывалась, плакала, но теперь эта хрупкая женщина держится изо всех сил. Больница предоставила ей психолога, который поддержал её и помог не подвергаться профессиональному «выгоранию». Психолог определил «болевую точку» — вся ответственность за работу банка пересадки тканей лежит на плечах одного человека, для женщины это слишком большая психологическая нагрузка. Но выхода пока нет. Одна мудрая сотрудница больницы, её близкая подруга из Чили, посоветовала просто поменять отношение к своей работе: пойми, сказала она, кто-то ведь должен этим заниматься, у тебя это получается лучше всех, значит, ты избрана для этой работы свыше.
На перепутье
Но вот дети выросли, у них появилась своя жизнь. У Ольги стало больше времени для того, чтобы вспомнить старые увлечения и попробовать себя в чем-то новом.
Аргентинское танго
С детства Ольга танцевала в популярном московском ансамбле под руководством Локтева. Но танцы пришлось оставить – жизнь заставила, однако, танцевать не разлюбила, дома частенько включала музыку и танцевала. Однажды, уже после развода, в один из вечеров в разгар семейного праздника Ольге стало невыносимо одиноко. Она еле дождалась ухода гостей и поехала в Тель-Авив в танцевальный клуб. Ее поразило, насколько израильтяне раскрепощаются в танце, даже пожилые люди не стесняются своих эмоций, у всех горят глаза. Ольга встала в уголке, но руководитель пригласил ее на тур вальса. «Твое тело помнит то, чему тебя учили, ты ведь когда-то всерьез занималась?» — догадался он. Ольга стала ходить в танцевальные клубы, знакомилась с преподавателями, наблюдала за их работой. Она выбрала салонные танцы, а потом и аргентинское танго. Не сразу поняла суть этого танца… Это был особый язык ЕГО и ЕЁ… Люди в основном приходят в этот класс по одиночке, по законам танца следует менять партнеров. Однажды в классе появился немолодой мужчина, его нельзя было не заметить – легкая, но уверенная походка, красивая посадка головы, благородная осанка… Преподаватель поставил Ольгу в пару с ним. У Ольги было железное правило: не заводить знакомств на танцах, хотя многие одинокие люди ходили танцевать именно с этой целью. Но после урока ее партнер сказал как бы в пространство, что идет ужинать в рыбный ресторан. Он явно имел в виду, что Ольга последует за ним. Это небрежное приглашение так ошеломило Ольгу, что она согласилась. А было это накануне Сильвестра, с того вечера они танцуют уже более трёх лет… и она ни разу не пожалела об этом.
Новый знакомый был родом из той же страны, откуда и аргентинское танго. В Тель-Авивский клуб он попал случайно, постоянно он живет в Иерусалиме и там ходит в клуб танго. Он занимается альтернативной медициной, человек очень духовно развитый, тонко чувствующий, одаренный и знающий. Он приобщил Ольгу к миру своих увлечений. Постепенно ей открылись иные сферы бытия, она стала интересоваться астрологией и каббалой.
Книга
Знакомые давно советовали Ольге попробовать себя в литературе. Но все было не до экспериментов. И вдруг недавно она почувствовала потребность высказаться, поняла, что в ее жизни было много красоты, много интересного не только ей самой. Не стала стучать пальцами по клавиатуре, ей показалось, что карандаш и бумага лучше передадут ее чувства и мысли. Она садилась дома на балконе, в окружении цветов, слушала пение птиц и писала… Сначала ей казалось, что она твердо знает, о чем будет сейчас писать, но невероятным образом вышло, что сам текст определял будущее произведение, а не автор! Из-под карандаша вышла книга о любви, ее прошлая жизнь передана глазами существа с другой планеты. Но это существо – она же сама, сегодняшняя, много пережившая и мудрая, отстраненно смотрит на себя, гуляя по своей жизни, наблюдая свое прошлое как бы с киноэкрана. Ольга долго боялась показать то, что у нее получилось – высокий профессионал в своей области, она требовала профессионализма и от своего текста, который ей казался несовершенным. В конце концов она осмелилась обратиться к людям, которые, по ее мнению, разбираются в литературе, и получила очень хорошие отзывы. Только после этого решилась на издание книги «Начало», которая вот-вот выйдет в свет. Ольга специально подобрала для своей книги фотографии дверей, снимала их в разных частях света. Дверь — символ границы двух миров, символ начала и конца, они всегда к чему-то ведут. Для обложки придумала оригинальную композицию.
Стиль
Иной раз у Ольги болит душа, когда она видит женщину, одетую не к лицу, которая вместо того, чтобы показать свои достоинства, подчеркивает недостатки. Эта женщина одета не просто в слишком обтягивающую маечку или короткую юбку не по возрасту – она не понимает себя. Ольга могла бы показать ей другие коды самопознания, научит ее себя любить.
На образ жизни и мысли израильтян и, как следствие, манеру одеваться и держаться, оказывает большое влияние служба в армии. Юные девушки несколько лет не вылезают из армейской формы, мужчины часто бывают на сборах. Ольге хотелось бы пожелать израильским женщинам чуть-чуть больше женственности, плавности. Она понимает, что многие дамы решают свои психологические проблемы тем, что забивают шкафы одеждой и обувью. На самом деле они забивают таким образом пустоты своей души. Гораздо полезнее пообщаться с ребенком или друзьями, почитать книгу, прогуляться с домашним любимцем.
Ольга всегда любила шить и неплохо разбиралась в моде. Качество было ее «фирменной меткой», и здесь она предельно стремилась к профессионализму. Чтобы лучше разбираться в моде, Ольга записалась в школу «Шенкар». В качестве дипломной работы ученикам предложили сделать композицию на избранную тему, которую заранее не раскрывают. Зрители должны сами рассказать, что они чувствуют, глядя на вашу работу, потом подводить итог, насколько ученик сумел передать свои чувства в композиции. Ольга назвала свою композицию «Отдых в Италии». Зрители почему-то увидели в ней бездну эротики, хотя ни одного эротического атрибута в ней не было. Зато было много знойной страсти и темперамента: буйные краски, бусы, брошки, итальянские джинсы, паста… Она училась у нескольких стилистов, в том числе и у известной Тами Ланцет-Лейбович. Наконец, другая известная дама — специалист по коучингу, пригласила ее читать лекции на своем курсе. Ольга считает, что это большая честь, эта дама не побоялась, что недавняя ученица скомпрометирует ее уровень. Ольга готовится к лекции: читает Каббалу и древние мифы – ведь теория моды основана на истории и философии. Ей также предложили провести занятия по обучению стилю для старшеклассников. Сначала Ольга восприняла предложение скептически: подростки одеваются с вызовом, вряд ли прислушаются к ее советам. Но друзья ее дочери говорят, что с удовольствием послушали бы такую лекцию.
Выбор Ольги
Мне Ольга призналась: она сама недовольна тем, что распыляется на разные увлечения. Ей думается, что таким образом нельзя добиться настоящего качества ни в какой области, надо выбрать какой-то магистральный путь. Сегодня ей кажется, что стоит сосредоточиться на консультациях в области стиля, потому что это очень объемное, философское понятие, требующее знаний и интуиции, в которых ей интересно совершенствоваться. Ей так же представляется, что в наше время очень многим людям – как женщинам так и мужчинам, это очень поможет ощутить самого себя и развить собственное самовыражение и даже самосознание.
Оставить отзыв