В понимании многих мужчин власть – это деньги, исполнение любой прихоти и женский восторг. При этом они как-то упускают из виду, что лидер еще должен вершить справедливый суд, принимать ответственные решения, отвечать за поступки своих подчиненных и служить им положительным примером. Однако вы можете не узнать своего старого знакомого после того, как он получит возможность хоть кем-то командовать – в нем проснутся доселе дремавшие черты характера, о которых он и сам-то, возможно, не подозревал. Психотерапевт Макс Люшер утверждает, что у человека есть четыре чувства самого себя: самоуважение, уверенность в себе, внутренняя свобода и внутреннее удовлетворение. Если какое-то из этих составных недостаточно развито, человек стремится компенсировать его, чтобы обрести внутреннюю гармонию. Болезненная потребность властвовать чаще всего возникает у неуверенных в себе людей, у тех, кто не может вызвать к себе уважение. Бессильное озлобление последнего ученика в школе, вечно принижаемого взрослыми и одноклассниками, того, кого не принимают всерьез девушки, порождает яростное стремление отомстить, доказать всему миру: «Вы у меня еще попляшете!». Из некоторых получаются домашние тираны и офисные диктаторы – это еще полбеды. Беда, когда такой изгой достигает верховной власти над целыми народами.
Историк лорд Эктон приводит афоризм: «Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно». Абсолютная власть – это наркотик, потребность в котором все время растет. И, как наркотик, власть порождает у тирана иллюзии всеобщей любви и уважения. Чаще всего на самом деле это страх или корысть. Но некоторых женщин привлекает не только богатство. Они догадываются: если мужчина достиг абсолютной власти, значит, он обладает исключительными качествами характера — умом или хитростью, решительностью, бесстрашием и беспринципностью. Природа подсказывает женщине, что потомство от такого самца будет качественным.
Тиранов, чья личная жизнь была правильна, монотонна и скучна, не так много. Противоположных примеров больше. Но все комплексы, присущие бывшим изгоям, сказываются в отношениях многих тиранов с женщинами. История Наполеона Бонапарта может служить тому типичным доказательством.
В подростковом возрасте будущий полководец был нелюдим. Он сошелся только с соучеником по Бриеннскому военному училищу, аристократом Пьером Франсуазом Лаже де Белекур, безумно дорожил этими отношениями и очень ревновал его к другим мальчикам, которые весьма живо интересовали Пьера. Когда его друг окончательно определился как гомосексуалист, Наполеон порвал с ним и в отместку написал начальству обращение с просьбой обратить внимание на нетрадиционные отношения между учениками в военных училищах. Однако начальство от него отмахнулось. Впоследствии он переменил свои взгляды и терпимо относился к гомосексуализму в своей армии. В Наполеоне было что-то женственное, мужчины видели в нем «соблазнительное очарование». Он признавался, что для него сердце – вовсе не орган чувств, что его чувства живут лишь там, где мужчины испытывают ощущения иного рода. Некоторые исследователи даже полагают, что странная страсть к молодому русскому царю Александру I были одной из предпосылок поражения его армии в России.
Девственности будущий полководец лишился в восемнадцатилетнем возрасте с проституткой и был сильно разочарован. В двадцать пять лет Наполеон решил жениться. Женой его брата была девушка из состоятельной семьи, а Наполеону приглянулась ее младшая сестра, Дезире. Но родители сразу воспротивились этому браку – им хватало одного малоимущего зятя. Наполеон остро почувствовал свое унижение. В отчаянии он даже взялся за перо и написал сентиментальный роман. А Дезире вышла замуж за другого, ее муж взошел на шведский престол, сейчас ее кровь течет в жилах шведской королевской семьи. Так что она ничего не потеряла. Наполеон сделал еще пять предложений руки и сердца различным дамам, одной из которых было шестьдесят лет. Но даже она не польстилась на молодого корсиканца, чьи длинные жирные волосы, спрятанные под надвинутой на уши шляпой, оставляли на воротнике шинели перхоть. Сапог он не чистил, перчаток не носил, потому что не на что их было купить. Его тело было безволосым, кожа бела и дрябла, ростом Наполеон был мал, болезненно худ. Вероятно, у него были какие-то гормональные нарушения. Отцовство детей, которое приписывают Наполеону, сомнительно. Женщины не беременели от него. Наполеон был занудлив, несправедливо обвинял во всех возможных грехах тех, кто был удачливее его. Однако глаза Бонапарта светились, когда он говорил, а профиль напоминал античные камеи. Современники писали, что если бы не его мундир, нельзя было бы догадаться, что он военный: «В нем не было ничего резкого, никакой развязности, бахвальства, грубости», — мужчина с женственной натурой. Генерал де Сегюр говорил про политику Бонапарта: «Достигнув вершины власти, он больше не командует, как мужчина, а соблазняет, как женщина».
Вдруг судьба улыбнулась и ему – Наполеон, благодаря счастливому стечению обстоятельств, стал «спасителем республики». Он получает генеральский чин и управление парижским гарнизоном, переселяется из ветхой гостиницы в особняк в центре Парижа, одевается в новый красивый мундир, получает собственный выезд. Вдохновленный этими переменами, Наполеон посватался к сорокалетней влиятельной вдове, но она только посмеялась. Это был последний случай, когда Бонапарта не приняли всерьез.
Жозефина Таше де Богарне сильно пострадала во времена террора – сидела в тюрьме, а муж ее был казнен на гильотине. Получив свободу, она утешалась в вихре развлечений, на которые бездумно занимала деньги. Жозефина диктовала моду в новом «директорианском» стиле – вела себя экстравагантно, носила откровенные платья, высоко поднимала каштановые волосы на затылке с помощью шпилек и повязывала шею тонкой кроваво-красной лентой – это называлось a la guillotine, то есть «под гильотину». От этой креолки исходил некий аромат истомы, она была полна шарма, который затмевал красоту ее соперниц. Через ее постель проходили высокопоставленные чиновники послереволюционной Франции, поэтому она обладала многочисленными важными связями. Вообще же в ее семье попирали всякие понятия о добродетели. Наполеон понимал, что такие дамы не для него. Он лицемерно обличал сильных мужчин, которые идут на поводу у ветреных распущенных красоток.
Разумеется, внешность Наполеона не произвела на Жозефину никакого впечатления. Но Бонапарт был напорист, решителен, умен, талантлив в военном деле, обладал даром убеждения, искушенная в людях женщина тотчас же разглядела за ним большое будущее и пригласила в свой салон. Дом Жозефины был роскошен, огромные суммы тратились на цветы и угощения. Ее салон посещали аристократы, поэты и драматурги. В такой обстановке Наполеон чувствовал себя не в своей тарелке. К тому же, Жозефина была старше его на 6 лет. Но его самолюбию льстило внимание такой женщины. Она безошибочно поняла, чем подкупить тщеславного корсиканца – хвалила военный опыт Наполеона, осыпала его лестью. И он влюбился без памяти.
К тому времени у Жозефины был постоянный поклонник, весь Париж знал об этом. Наполеон пытался отказаться от посещения Жозефины, но Жозефина сама сделала его своим любовником. Бывший любовник легко передал Жозефину в руки сопернику, так как она к тому времени сильно растрясла его кошелек. Именно он и посоветовал Наполеону взять Жозефину в жены, якобы, это позволит ему поправить свое общественное и финансовое положение. На самом деле у нее были только долги. Наполеон обезумел от любви и пошел свататься. Жозефина была просто обескуражена его абсурдной самоуверенностью. Но ей показалось, что для Бонапарта нет ничего невозможного, он в силах сделать все, что задумал, и представила, как легко будет использовать этого двадцатишестилетнего маленького корсиканца в своих целях. Но и Наполеон не был совсем бескорыстен: женился он в расчете на большое приданое и связи Жозефины. Через тридцать шесть часов после свадьбы, оберегая ногу, во время брачной ночи укушенную мопсом супруги, Бонапарт отправился в Италию командовать войсками. Новобрачная же вернулась к своему привычному образу жизни – развлечениям и любовникам. Трудно было Наполеону сосредоточиться на военной стратегии и тактике, потому что перед его глазами стояло только тело Жозефины, мечты о нем были движущей силой триумфального марша целой армии. Наполеон одерживал одну победу за другой. Ему доносили в Египет, что над его рогами смеется весь Париж. Но это уже был не тот жалкий коротышка. Он велел собрать всех женщин, какие попадутся его секретарю, среди них оказалась одна недурная девушка по имени Полин. Наполеон отправил ее мужа в верховья Нила, а сам занялся ее обольщением. Полин гордилась таким любовником. Наполеон отыгрался за все унижения своей жизни, когда стал диктатором. Настал тот момент, когда уже Жозефина пыталась удержать Наполеона, а тот развлекался на стороне. Где бы он ни был, через его кабинет проходили толпы женщин, Бонапарт уделял им несколько минут между подписанием указов. Этот эпизод оставался для любой дамы незабываемым событием всей жизни, хотя иной раз Наполеон даже словом их не удостаивал. «Они требуют равенства! – возмущался Наполеон. — Чистой воды безумие! Женщина – наше имущество… В точности как плодовое дерево принадлежит садовнику». Когда его обвиняли в распущенности, он отвечал: «Я не такой, как другие мужчины. Ко мне неприменимы законы нравственности и общества. У меня есть право отвечать на все протесты одним словом «я»!»
Вслед за Бонапартом точно так же рассуждали Гитлер, Сталин, Берия, Мао, Пол Пот, Садам Хусейн и многие другие диктаторы, поставившие себя выше законов человеческих и Божьих.