Гарем – за и против
В мировой культуре распространен сюжет, когда мужчина мечется между женой и любовницей и не может решиться, которую же из них оставить в пользу другой. Но почему, собственно, он обязан делать этот выбор? Кто постановил, что нельзя любить одновременно, но по-разному, нескольких женщин? Предположим, любить можно, но редкие современные женщины согласились бы на то, чтобы их муж жил на две семьи. И мужчины испокон веков считают естественным скрывать свои отношения с другими женщинами, то есть лицемерить и врать.
По природе полигамия присуща людям, но современной культурой она отвергается. Женатые мужчины редко осмеливаются открыто содержать любовницу, а тем более – не одну, потому что в глазах общества это считается неблаговидным поведением.
История многоженства
Однако в прошлом, например, у евреев, полигамный брак был в порядке вещей, только с оговоркой: Богом не порицалось многоженство, но порицались беспорядочные и безответственные половые отношения. Для евреев, у которых благополучие семьи было на первом месте, вступившие в интимные отношения люди становились «одной плотью», т.е. оба несли за последствия этой связи взаимную ответственность, становились семьей. У евреев полигамия была скорее формой защиты прав женщин, чем выражением мужского превосходства – жены не делились на «первостепенных» и «второстепенных», а дети от всех жен были равны в своих правах. Даже наложницы мало в чем были ущемлены по сравнению с женами. Если мужчина заводил себе несколько жен и наложниц, то обязан был заботиться о них и их детях, которые родятся в этом браке. Мужчина, способный содержать большую семью с несколькими женами, не только не осуждался – наоборот, был уважаемым членом общества – это говорило о его силе и благонадежности. И только после Вавилонского плена евреи подпали под влияние греко-римской культуры и законов, обществу, среди которого пришлось жить евреям, был чужд их жизнеутверждающий взгляд на половую близость. В этих условиях полигамный брак сошел на нет. Но там, где евреи оказались в окружении мусульман, полигамия по-прежнему практиковалась.
В древнем Египте у фараона был специальный дворец, где жили его жены и наложницы, а вот для простых смертных полигамия хотя не запрещалась, но и не поощрялась. В Индии тоже практиковалась полигамия. Существует она в неофициальном виде и поныне, хотя формально запрещена законом.
В Китае считалось, что мужчине идет на пользу крепкий брак с несколькими женами. Такой брак особенно благотворно должен влиять на потенцию. В Японии полигамия была обычным делом среди аристократов. Там муж жил в одной из своих семей, которая была официальной, и сожительствовал с другими неофициальными семьями.
Полигамия среди древних славянских племен была явлением повсеместным, долго существовала она даже после введения христианства.
В христианском «Новом Завете» не найдешь запрета на полигамию, исключения делались только для епископов и дьяконов. Вплоть до второй половины VIII века н.э. полигамия в Европе была нормальным явлением. В период средневековья Римская католическая церковь методично искореняла все официальные попытки ее оправдать. На практике же полигамия процветала среди европейских феодалов и знати, верхушке общества закон был не писан. Положение изменилось только с приходом Реформации.
В большинстве современных стран многоженство преследуется, зато в 22 мусульманских странах оно узаконено. Но и там по несколько жен имеет только зажиточная прослойка, примерно 15-20% мужчин. Традиция многоженства долго сохранялась у тех арабских народов, которые не были затронуты влиянием античного аскетизма. Ислам оправдал многоженство с религиозной точки зрения и закрепил законодательно. Ислам учит, что Всевышний сотворил все живые существа взаимодополняющими парами, а потому мужчина и женщина имеют равную духовную ценность. Роль женщины в мусульманской семье определяется особенностями ее менталитета и физических данных. Секс – благое дело, но только в рамках брака. Религия дает возможность завести до четырех жен, но если мужчина сомневается, что способен одинаково хорошо относится ко всем этим женщинам, то уж лучше ему иметь только одну жену. Предписывается быть добрым к женам, не унижать их и не бить, быть справедливым по отношению к ним. Разумеется, на практике все бывает иначе, но разве в моногамных семьях не случаются поблемы?
Полигамия – это плохо?
Семейные тардиции, которые отличаются от устоявшихся в Европе, кажутся многим людям не только примитивными, устарелыми, но противными человеческой природе. А ведь на протяжении веков полигамия была обычным явлением практически для всех народов, она теряла свои позиции только с расширением границ западного мира. Исследователи Ирвин Альтман и Джозеф Джинат, написавшие книгу «Многоженство в современном обществе», описывают типичные представления европейского человека о гареме: «Мы ожидали увидеть в семьях со многими женами само воплощение тех пороков, от которых мир сегодня стремится уйти. Как могут современные люди жить подобным образом?» Авторам казалось, что сама идея полигамии в современном обществе выходила за пределы здравого смысла. Они испытывали непонимание, враждебность, а порой даже гнев. Но постепенно они убедились, что члены этих семей преданы друг другу, их отношения основаны на любви и уважении точно так же, как в хороших моногамных семьях. Ученые считают, что неправильное представление о полигамии формируется на основе невежества и грубых, ничем не обоснованных нападок со стороны средств массовой информации, призывают к терпимости и уважению к иным традициям и иному стилю жизни.
Красноармеец Сухов из фильма «Белое солнце пустыни» уверен, что делает благое дело, освобождая женщин из гарема, потому что в его понятии гарем – это что-то безнадежно архаичное, из сказок «Тысячи и одной ночи», где многочисленные султанские жены коротают время, лежа у бассейна, сплетничают и изнывают от безделья, не принося обществу никакой пользы. Совсем не факт, что жены не работали: в богатом доме обычно большое хозяйство, много детей, требующих ухода, разве это не работа? Если несколько жен было у зажиточного крестьянина, то тем более, все они были постоянно заняты работой на земле и по дому. Но разве у жен Абдуллы спросили, хотят ли они иной жизни? Еще неизвестно, что бы они ответили. В статусе жен женщины имели социальную защиту, муж их кормил и одевал, обязан был обеспечивать всех своих детей, все жены имели равное право на наследство в случае его смерти. Женщины из «расформированного» гарема просто теряли почву под ногами, но новой власти это было невдомек.
Плоха не полигамия, а безответственность
Философы неоднократно рассуждали о пользе и вреде многоженства. В мировой истории наступали моменты, когда в результате войн сильно сокращалось мужское население. Тода неизменно появлялись выступления в защиту полигамии, однако церковь не шла на уступки и отвергала все предложения реформаторов.
Современные защитиники полигамии говорят, что полигамия и так существует в мире, только в прикрытых, лицемерных формах, так уж лучше ее узаконить, чем закрывать глаза на повсеместную измену и разврат. Однако никто не гарантирует, что мужчина и женщина будут поддерживать друг друга на протяжении всей жизни, даже узаконив свои отношения – отвернувшись от религии и сбросив бремя нравственности, люди разучились нести ответственность за последствия своих поступков. Многие легко женятся и разводятся, рожают детей, чья судьба их не слишком волнеут. Лев Толстой писал : «Только потому, что над некоей частью соединяющихся совершается духовенством за деньги известная церемония, называемая церковным браком, люди нашего мира наивно воображают, что живут в единобрачии».